AleksandrOK
» 19 мар 2011, 14:53
Здравствуйте, уважаемые коллеги-сорентоводы!
Возьму на себя смелость обобщить своё видение проблемы сегодня с учетом пройденного пути и сделать выводы. Постараюсь быть кратким, т.к. все довольно подробно обсуждалось ранее.
1. Датчик температуры и индикатор температурного режима двигателя.
Выходящая из двигателя ОЖ проходит мимо датчика температуры ОЖ. Датчик соединен с Электронным Блоком Управления. ЭБУ измеряет сопротивление датчика и определяет температуру ОЖ с точностью до градуса. Её можно считывать мотор-тестером или любым прибором, подключенным к разъему OBD, расположенном на торпедо под рулевой колонкой. Эти данные используются ЭБУ для управления режимами двигателя. Индикатор температурного режима двигателя подключен также к ЭБУ, а не к датчику!. Его показания связаны с температурой ОЖ специальной программой ЭБУ. Программа разделяет температурный режим ОЖ на 4 зоны: до 50 градусов (двигатель холодный, стрелка ниже первого деления), от 50 до 75 градусов (двигатель недостаточно прогрет, стрелка находится пропорционально температуре в диапазоне от первого деления до среднего, мм. на 2-3 ниже его), от 75 до 105 градусов (статическое (т.е. неподвижное) положение стрелки), от 105 до 120 градусов (стрелка движется от статического положения к красному сектору и достигает его при температуре ОЖ около 120 град.).
Т.о. этот индикатор информирует водителя ТОЛЬКО О НЕНОРМАЛЬНЫХ тепловых РЕЖИМАХ двигателя, при этом водитель лишен возможности постоянного контроля за реальной температурой ОЖ. Более того, именно статический режим индикатора вводит большинство водителей в заблуждение, ибо, исходя из имеющегося у них предыдущего опыта эксплуатации других авто, они убеждены, что температура ОЖ в Сорике стабильная, поскольку стрелка стоит на месте, и нет поводов расстраиваться, особенно после замены термостата на GAMMу. Я пообщался в личке с десятками коллег, имеющих Сорик 2.4, и убедился, что многие из них так именно и считают и уверены, что термостат работает идеально. Увы, но это не соответствует истине, т.к. многие обратили внимание на холодный патрубок, подходящий к термостату, и молотящий на полную мощность в морозы вентилятор охлаждения.
2. Режимы работы термостата.
В колодец, в котором находится термостат, ОЖ поступает тремя путями. Если посмотреть на фото Александра из Самары стр. 9, то там он объясняет, что слева в камеру входит два потока ОЖ, ближе к нам - от печки (он более холодный в морозы из-за включенной печки и близок по температуре к выходящему из двигателя в теплое время при выключенной печке, поэтому в жару термостат работает более-менее удовлетворительно) и в глубине в канавке обратка – всегда более теплая. Третий, являющийся самым холодным из трех потоков ОЖ, появляется при открывании термостата и регулируется им. Родной термостат SIRIUS имеет самую неудачную конструкцию. На той же стр. 9 на фото хорошо видно, что верхняя часть рабочего тела термостата, находящаяся выше клапана, даже при закрытом термостате охлаждается холодной ОЖ, прошедшей через радиатор. Конструкция термостата GAMMa с этой точки зрения более удачная, т.к. при закрытом термостате рабочее тело не соприкасается с холодной ОЖ и поэтому термостат открывается на 10 градусов раньше, чем SIRIUS, но все равно слишком поздно. Задача состоит в том, чтобы погрузить рабочее тело термостата в более теплый поток. На мой взгляд это элементарно достигается удлинением термостата GAMMа на 18-20 мм. Рабочее тело GAMMы выдвигаясь погружается в канавку с наиболее теплой ОЖ, при этом общая длина термостата может достигнуть 58 мм, что невозможно с SURIUSом. Здесь важно ещё и то, что при этом минимизируется воздействие на рабочее тело термостата охлажденной ОЖ, поступающей из радиатора, большая часть которой уходит в двигатель минуя термостат (см. фото на стр.9). Т.е. работой термостата будет управлять поток ОЖ, температура которого наиболее близка к температуре ОЖ в зоне датчика температуры.
Коллегами предлагаются и другие варианты. Использование удлиненного SIRIUSa. Поменять местами шланги, чтобы более теплая ОЖ поступала в ближний к нам канал и поступала на рабочее тело, а не текла в глубине колодца. Использовать более длинный заводской термостат. Работать эти варианты будут, но скорее всего не так стабильно, т.к. при открытии термостата на рабочее тело будет влиять холодная ОЖ из радиатора.
С уважением, Александр.
Добавлено через 7 часов 26 минут 57 секунд:
По поводу сообщения Алексея из Московской области.
Твердо убежден, что от положения клапана ничего не зависит. Если правильно провести стандартную процедуру прокачки ОЖ, то никакого воздуха в зоне термостата не останется. Думаю, что просто потеплело и совпало с его экспериментами, а проблема осталась. Вот если он вместо рассуждений предоставит фото графика изменения температуры ОЖ, нарисованного любым подключенным к OBD прибором и подтверждающее решение проблемы, то я соглашусь. Ибо даже в жару графики изменения ОЖ с доработанным и нет термостатами абсолютно разные. Это для меня истина в последней инстанции.
Кстати, очень интересно было бы увидеть данные графики и после решения проблемы другими способами. Просьба к коллегам, выполнившим другие доработки, выложить фото. Со своей стороны на днях сфотографирую график изменения температуры ОЖ при прогреве двигателя и выложу в форуме, чтоб вам было с чем сравнивать. Для удобства сравнения давайте будем фотографировать график при первом прогревании ОЖ, а не в устоявшемся режиме.
К слову, на фото стр.19 видно, что в устоявшемся режиме температура ОЖ с недоработанной GAMMой колеблется от 98 до 105 градусов.
С уважением, Александр.