Прогулка по руинам забытых усадеб и церквей.
Выдался солнечный погожий денек и сидеть дома не хотелось.
Приплюсовав к великой мощи 145 лошадино-сильного Сорика одну собачью силу мы двумя экипажами отправились в путь.

Первым пунктом нашего маршрута стала деревня
Торосово, где располагаются развалины баронского особняка.
Дом, выстроенный под английскую готику в 1870 году, даже в таком ужасающем виде кажется нарядным. Крепкая кирпичная кладка и архитектурное решение (кстати, имя архитектора неизвестно) свидетельствуют об основательности и вкусе его владельца — барона Михаила Георгиевича Врангеля, лифляндского генерал-губернатора и дяди белого генерала Петра Николаевича Врангеля.
Имя барона Врангеля вызывает ассоциации прежде всего с одним из лидеров белого движения в годы гражданской войны, армия которого в ноябре 1920 года покинула последний островок «несоветской России» - полуостров Крым. Однако Врангель, усадьба которого до сих сохранилась в деревне Торосово Волосовского района, к тому Врангелю не имел прямого отношения. Хотя, конечно, отдаленное родство между владельцем имения в Петербургской губернии и белым генералом, имело место.
Нынче руины дома-замка и гибнущий парк мало кого интересуют. Достаточно проехаться по поселку, чтобы понять: надежды на свое процветание аборигены связывают исключительно с местным магазином. И вряд ли кто из потомков людей, убивавших здесь в феврале 1918-го двоюродных братьев «черного барона» Георгия и Михаила, знает, что до 1870 года на месте усадьбы было голое поле.
координаты: Широта 59°31′11″N (59.519769); Долгота 29°34′1″E (29.566943)













Усадебный парк целиком рукотворный. Пройдя по нему можно встретить остатки других строений, входивших в усадьбу.
Примечательно, что еще до начала 1990-х годов в бывшем доме Врангеля находилась сельская школа. Затем она переехала в новое здание, а усадебный дом стал бесхозным и подвергся разграблению. В здании не стало окон и дверей, стали обваливаться стены, провалились крыша и перекрытия. Кирпич стали потихоньку растаскивать на местные нужды. В не менее ужасающем, брошенном состоянии находятся и многие хозяйственные постройки бывшей усадьбы. От старинных зданий, сложенных из валунов, остались только стены.

