Страница 1 из 91

Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 05 июн 2010, 19:14
BlkDem
Итак, коллеги, предлагаю вашему вниманию тему, на базе которой, впоследствии, сделаем FAQ.
Здесь попробуем разобраться с понятиями, определениями, сленговыми выражениями,
попробуем понять, как правильно строится аудиосистема в автомобиле.
Пока не будем трогать системы 5.1, 115.1 и т.д. Сделаем, по необходимости. Сейчас только "база"!

Возможно, кому-то захочется самостоятельно установить качественную аудиосистему в наши автомобили.
Поверьте, это не так сложно, как кажется :wink:
По началу, у многих будет желание оспорить некоторые аксиомы, принятые в автозвуке. Это нормально, но!
Тему во флуд превращать не желательно ;) Ссылки на теоретические и практические изыскания буду выкладывать.
Также, здесь буду выкладывать плоды коллективного творчества из профильных форумов,
активным членом которых я являюсь, и где сам принимал участие в разработке "факов".

p.s. В теме, просьба, задавать вопросы, только касающиеся автозвука!
Сравнение разного рода компонентов будем выносить в отдельные темы.

Начнем с практики.

Изображение материал с ресурса avtozvuk.com

Не смотря на мультимедийное головное устройство, эту систему можно можно рассматривать с точки зрения классических
автомобильных стереосистем, формата фронт+тыл+сабвуфер.

Pioneer P6800DVD здесь является головным устройством.
"Магнитола" - устаревшее определение. Я думаю, немногие из нас, до сих пор, используют магнитные носители для хранения и прослушивания аудиозаписей. Более того, даже лазерные диски потихоньку уходят в небытие.
В автозвуке принят более точный термин - головное устройство (ГУ). Им может быть все, что умеет воспроизводить звук.
Сленговые выражения: "мафон", "потеха", "бошка".
ГУ могут представлять собой устройства стандартного размера 1(2)DIN, а могут состоять из двух и более модулей.
Лидеры на рынке головных устройств: Alpine, Pioneer, Clarion.

Добавил через 20 минут
Фронт.
Как вы понимаете, никакого отношения к военным действиям это определение в автозвуке не имеет.
Фронт, фронтальная акустика, передняя акустика - все это одно и тоже. Это один и более динамиков,
чаще всего установленных в каждую из передних дверей.

Тыл. По аналогии, динамики установленные в задние двери.

Сабвуфер (англ. Subwoofer).
Низкочастотный динамик, воспроизводящий самые низкие частоты - суббас.
Сленговые выражения: "самбуфер", "самбубен", "саб".
Этот динамик воспроизводит именно СУБбас - самый нижний бас. Бас (т.н. верхний бас) воспроизводит передняя и тыловая акустика.
Очень часто ошибочно считается, что бас - удел сабвуфера. Это неверно! Удел сабвуфера - СУБбас.
Далее, описывая многополосные акустические системы, я поясню на примерах, что это значит.

Добавил через 40 минут
Подробнее рассмотрим фронтальную акустику из примера.

Изображение

Как видите, она состоит из трех элементов:
1. Маленький динамик - "твитер", динамик, воспроизводящий верхние частоты и часть средних.
2. Большой динамик - "мидвуфер", воспроизводит средние частоты и басовый диапазон.
3. Коробочка с надписью Rainbow - пассивный кроссовер - специальный частотный фильтр.
Благодаря ему твитер не воспроизводит низкие частоты, а мидвуфер - высокие.
В силу физических свойств звука, не придумано пока еще динамика,
который качественно воспроизводит весь слышимый звуковой диапазон (20-20000 Гц)
Именно поэтому мы вынуждены использовать многополосные акустические системы,
каждый динамик в которой воспроизводит свой диапазон частот.

Добавил через 1 день
На примере мы видим классический двухполосный фронт.
Трехполосные акустические системы - это системы, включающие отдельный динамик на канал, воспроизводящий средние частоты.
Обозначение на схемах - "СЧ", "середина", "мидрейнж". Бывают двух видов: т.н. купольные и диффузорные.
Оба определения некорректны, но, по непонятным причинам, официально приняты :)
"Купол" - динамик, с выпуклым диффузором, "Диффузор" - с вогнутым.
Примеры:
Morel CDM-88
Изображение
Высококачественный "купольный" среднечастотный динамик.
ETON RS-100
Изображение
Классический hi-end "диффузорник".

Пока не буду углубляться в сравнения обоих видов динамиков, т.к. не рекомендую без определенного опыта пытаться установить трехполосный фронт! :wink:
Более того, НАСТОЯТЕЛЬНО РЕКОМЕНДУЮ использовать именно двухполосный фронт.
Причин тому масса. Это и доступность качественных двухполосных акустических систем, и относительная простота установки, и практически сразу гарантированный результат.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 07 июн 2010, 11:01
Que
Наверно стоит добавить. В случае погони за звуком сразу забудьте о тыле. Да, в задних дверях есть места для установки, и в стоковом варианте там даже что то стоит. Поддавшись желанию использовать свободные посадочные места будете иметь только геморрой с выставлением сцены. Если уж так хочется потратить деньги вложите больше во фронт.

И ещё чуть-чуть. В любом начинание главное фундамент. Фундамент закладывается один раз и практически навсегда. От него зависит надёжность системы, качество, расширяемость. В АЗ это провода: силовые, акустические, межблочные. На этом не стоит экономить, в отличии от компонентов, которые можно менять хоть каждый день, с проводкой такое уже не прокатит.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 07 июн 2010, 11:35
BlkDem
Илья, я до этого еще дойду.
Повествование будет последовательным, и все выводы будут сделаны в соответствующих подтемах ;)
За участие - спасибо! :)

зы: Тему буду обновлять НЕспешно :D

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 07 июн 2010, 20:13
samson741
Спасибо за инфу, интерестная тема ,буду следить

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 08 июн 2010, 07:19
BlkDem
Рассмотрим внимательно тыловую акустику.

Это Rainbow kx 165
Изображение

Что здесь интересного. Твитер установлен на стойке в центре акустической системы вместе с мидвуфером.
Такая акустическая система называется "коаксиальной".
Здесь также присутствует кроссовер, но он скрыт от наших глаз. Как правило, это неполярный конденсатор, включенный последовательно с твитером.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 08 июн 2010, 08:19
BlkDem
Усилитель.

В примере это Steg QM45.6
Изображение

Параметры:
Мощность (ном.) 6 х 45 или 4 х 45 + 2 х 150 Вт
Диапазон частот 20 – 60 000 Гц
Коэффициент гармонических искажений
(1 Вт) 0,02%
Отношение сигнал/шум (1 Вт) 90 дБ
Чувствительность линейных входов 0,15 – 3,5 В
Номинал предохранителя 40 А
Габаритные размеры 207 х 52 х 328 мм

Небольшое отступление. Такие параметры могут быть написаны на многих усилителях, но это совершенно не означает, что надпись соответствует действительности :D
Итальянцы пишут почти всегда честно.

Мощность. Самый, казалось бы, важный параметр, но, увы, это еще далеко не все :wink:
На многих усилителях пишут разные мощности, с огромным количеством нулей - это, как вы понимаете, бред.
Есть много "мощностей". Номинальная, максимальная/пиковая - самые нам интересные. Причем, пиковая - меньше всего,
т.к. показывает, что усилитель может очень кратковременно выдать заявленную цифру, но к звуку это отношения не имеет.
Номинальная - это самая "правильная" мощность, ибо показывает, что усилитель может долговременно выдавать.
 Замечание от модератора: BlkDem
Коллеги, особенно с техническим образованием, я сознательно утрирую некоторые вещи, дабы они были максимально понятны большинству коллег! Просьба, не разводить флуда по конретизации терминологии! Если я где-то ошибаюсь, просто поправьте! :)

Идем дальше. Отношение сигнал/шум показывает, сколько отсебятины вносит усилитель с полезный сигнал. Чем это значение выше, тем лучше.
Чувствительность линейных входов (Gain) - часто путают с громкостью и выкручивают на максимум - это НЕВЕРНО!
Эта "крутилка" на усилителе необходима для согласования уровней ГУ и усилителя!
Если ГУ на линейном выходе имеет 2В, то и на усилителе желательно установить близкое значение.
Как настраивать уровни и другие параметры усилителя рассмотрим позднее.
Диапазон частот. Все достаточно просто. Указанный усилитель можно использовать в "полную полосу", т.е. без ограничений.
Дело в том, что есть усилители, которые обслуживают только определенный диапазон частот - узконаправленные. Например, сабвуферные. Такое редко, но встречается.
Номинал предохранителей. Параметр косвенно намекает на реальную мощность усилителя. 40А*14В=560Вт/6каналов=примерно 90 Вт/канал. Учитывая "двойной запас", получаем те самые рабочие 45 Вт на канал. Забавная арифметика, не правда ли? :wink:
Есть еще один параметр, который в списке отсутствует, но важность имеет едва ли первичную, даже по отношению к мощности.
Демпинг-фактор (в отечественной литературе - коэффициент демпфирования) - характеристика усилителя, определяющая его взаимодействие с нагрузкой (акустической системой).
Постараюсь понятно объяснить. Эта "фигулина" показывает, насколько хорошо усилитель может "контролировать" динамик. Т.е., усилитель не только "пинает" динамик, но и контролирует возврат подвижной системы динамика.
Чем больше данный параметр, тем, как правило, лучше. Косвенно намекает на мощность блока питания усилителя.

Какие бывают усилители.
Одноканальные, двух-, трех-, четырех-, пяти-, шестиканальные. По количеству каналов усиления.
Различаются по классам: A, A/B, D - наиболее часто применяемые. Пока не буду углубляться.
Скажу только, что D - современные импульсные (встречается некорректное определение "цифровые") усилители,
отличающиеся малыми габаритами, хорошими показателями мощности и количеством сломанных копий вокруг них :D

Пока закончу с усилителями. Далее будем подробнее смотреть на некоторые нюансы, связанные с усилителями мощности звуковой частоты.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 08 июн 2010, 09:01
Que
BlkDem писал(а):Усилитель.
Номинал предохранителей. Параметр косвенно намекает на реальную мощность усилителя. 40А*14В=560Вт/6каналов=примерно 90 Вт/канал. Учитывая "двойной запас", получаем те самые рабочие 45 Вт на канал. Забавная арифметика, не правда ли? :wink:


Это не то что бы "косвенный намёк", это первый "не маркетинговый" параметр -))

Двойной запас номинала обусловлен ~50% КПД усилителей. У D класса КПД выше, но они как правило сабовые.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 18 июн 2010, 18:32
BlkDem
Продолжим. Сегодня предлагаю тему, которая настолько животрепещущая, что доводила до оффлайновых драк! :D
Поговорим о проводах, проводке и т.д.

В 99% аудиосистем, выходящих за рамки "стоковых", используется 3 вида проводов:
1. Силовые - это провода питания всех активных электронных компонентов (ГУ, усилители и т.д.).
Изображение

Обратите внимание. Силовой кабель подключают к аккумулятору через предохранитель! Это правило игнорировать нельзя!
Для удобства коммутации силовой проводки, нередко, меняют аккумуляторные клеммы на такие:
Изображение
На что стоит еще посмотреть. Силовая и акустическая проводка в автозвуке меряется в Ga. Это немного непривычно, но так принято.
Минимальное сечение рекомендую использовать 8Ga, но лучше 4Ga, т.к. запас, как известно, не мешает :D
Я не опечатался. Чем меньше значение, тем толще провод. В очень громких (читай, мощных) системах встречается кабель 0Ga.

2. Акустические - эти провода соединяют усилитель с динамиками либо акустическими системами.
В особых комментариях не нуждаются, т.к., правила использования крайне просты. Используется парный кабель, сечением 12-16 Ga (1,5-2,5 мм2)
Изображение
Грамотные кабели имеют разную, по профилю сечения, изоляцию, что помогает не перепутать полярность подключения.

3. Межблочные - соединяют ГУ и усилитель (чаще всего).
В рамках этого топика будем рассматривать стандартные аналоговые межблочные кабели.
Изображение
На возможный вопрос, что там за кончик болтается :D , отвечу - это специальный сигнальный кабель,
подключаемый к специальному выходу ГУ - remote и соответствующему входу на усилителе.
Это управляющий провод, без подключения которого, усилитель не включится.

Для заболевающих начинающих есть специальные наборы, в которые включены все необходимые кабели и аксессуары.
Вот, например:
http://daxxgroup.ru/kits_ru/k100.htm
С этим можно полностью закрыть вопрос по проводке в классической стереосистеме в автомобиле.
Ну, или почти :)
Рекомендую!

Пока по проводам все.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 19 июн 2010, 10:07
WaveShock
Замечание в тему, но по исполнении его можно смело удалять.

ИМХО. Хотелось бы сразу видеть это дело в исполнении на нашей технике. Куда, что, ну и в идеале, как ставится - фотоматериалы. Отдельно вынести важнейшие характеристики на которые надо смотреть в первую очередью, а то техника так быстро обновляется, что не успеваешь отслеживать. И второе. Какой комплекс работ повлечёт за собой замена того или иного устройства. Так в одной из веток прозвучало, что при смене ГУ надо менять и штатные колонки. А где этот параметр искать на уже стоящей системе так и осталось непонятным.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 19 июн 2010, 10:26
BlkDem
Эта информация будет обязательно! Напомню, сейчас только базовые знания. Из чего состоит система. До установки я еще не дошел.
Важнейшие характеристики стараюсь выделять. Те бестолковые характеристики, что нам навязывает не очень радивый маркетинг производителя, будем безжалостно клеймить позором! :D

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2010, 11:59
lexa275
Уважаемый, а продолжение будет?
После посещения соревнований по автозвуку понял что надо что-то менять в машинке, не я один буду признателен если мы эту тему доведем до логического завершения.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2010, 13:13
BlkDem
Алексей, а ты чего бы хотел услышать?

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2010, 13:44
Aureal
какие динамики во фронт и тыл подходят из качественных? чтоб без колхоза?

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2010, 13:53
BlkDem
Без "колхоза" никакие. Проставочное кольцо выпиливать надо, как ни крути.

Изображение

Изображение

Но! В этом нет ничего сложного. В любой слесарке это сделают за пару сотен.
Если есть руки и инструмент, то процесс вообще упрощается.

Зато, мы будет иметь возможность установить практически любые динамики.

Re: Делаем FAQ по автозвуку. Автомобиль - Kia Sorento.

СообщениеДобавлено: 05 ноя 2010, 15:57
lexa275
Максим
Я понимаю, чтобы сделать качественным звук в автомобиле необходимо не только правильно разместить, провести проводку, но и подобрать компоненты системы целиком.
В нете много форумов по автозвуку, люди которые от этого фанатеют пишут длинные изыски о тех. характеристиках того или иного компонента. Начинаешь вникать о чем они вообще ведут разговор и начинаешь изучать профильные темы в форумах, после нескольких часов голова уже нечего не соображает и думаешь: "понапридумали всякую ерунду куплю то-что посоветуют установщики". В свою очередь установщики суют тебе подороже, но после того как послушал систему у товарища, а особенно после услышанной цены (в 2 раза меньше чем я отдал) понимаю что развели меня на деньги, а результат не очень! Поэтому я и хотел узнать, что может посоветовать человек (у самого стоит, у друга слышал как звучит). По поводу кабелей я уже понял Вашу позицию, рекомендуете значит пробовали или точно знаете что не зря выброшенные деньги! Точно такие рекомендации хотелось бы услышать по оставшимся компонентам.
Можете объяснить по каким критериям выбрать ГУ, усь, акустику?