Страница 1 из 4

"Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 17:47
ShineOn
Статейка больше про Toyota, но всё равно интересно почитать

Русские не умеют собирать иномарки
http://www.autonews.ru/autobusiness/new ... 23/1372071

С неожиданной проблемой столкнулись иностранные автопроизводители, начавшие сборку автомобилей в России: речь идет о разнице менталитетов. Cтайки петербургских рабочих в течение последнего времени мигрируют с автозавода на завод, будучи недовольны оплатой и условиями труда. В частности, на заводе Toyota их не устраивает производственная система Toyota, построенная на философии “кайдзен”, известная своей эффективностью, жесткостью и рациональностью. Русские говорят, что не хотят быть “роботами”. Дилеры считают, что автопроизводителям придется прислушаться к недовольным, иначе это скажется на качестве собираемых автомобилей.

Как сообщают источники на заводе Toyota, сотрудников питерского офиса не устраивает корпоративная культура компании. Им не нравится, например, что после рабочего дня, который официально заканчивается в 17:00, плохим тоном считается пойти домой. Приветствуется, чтобы сотрудник остался на работе часов до 20:00, поработал на благо компании. Обычный корпоративный ритм, в котором живет неугомонная Москва, медлительному и романтическому Питеру оказался чужд. Рабочие конвейера также выражают недовольство: сборка автомобилей у нас традиционно считалась делом простым, механическим, безыдейным, поэтому строгие планирование и отчетность для конвейера видятся россиянам абсолютно необязательными.

Источники в кадровой службе питерского автозавода GM сообщают, что к ним регулярно приходят недовольные люди с завода Toyota, которых, впрочем, американцы к себе брать не спешат. По мнению кадровиков, речь идет о людях специфического склада, “бунтарях”, которых постоянно не устраивают условия труда. Между тем условия труда на всех питерских автопредприятиях сегодня примерно одинаковы, отмечают эксперты. Зарплата на конвейере составляет около 20 тыс. рублей, на площадке GM в самом городе, где собирают Opel, платят чуть больше, но там, в отличие от Toyota, вместо конвейера стационарные подъемники, поэтому и работать тяжелее.

Nissan, чей завод также вот-вот начнет работу под Санкт-Петербургом, уже сейчас анонсирует зарплаты на 2-3 тыс. выше по рынку, но сборочная линия там еще не работает, поэтому что там будет да как, никто не знает. Тем не менее, говорят источники в GM, некоторые “недовольные” в очередной раз отправились к японцам, на этот раз к другим, искать лучшей жизни.

Японцы, которые выпускают автомобили Toyota под Питером вот уже полгода, с самого начала вели себя достаточно жестко. В основе производственной системы Toyota лежит философия бережливого производства “кайдзен”, изобретенная японцами и внедренная во многих странах. “Кайдзен” содержит ряд фундаментальных ценностей, суть которых сводится к снижению затрат при повышении качества. Среди основных принципов: самодисциплина, порядок и экономия, что в свою очередь выражается в жестких нормах и расписаниях, постоянном планировании и анализе деятельности, устранении потерь времени (перекуры, разговоры по телефону, кофе, домино и пр. перерывы, считающиеся само собой разумеющимся на любом российском автозаводе) и др. То есть от русских рабочих требуется по максимуму сократить все, что может помешать качественной сборке автомобилей, что в свою очередь повлекло за собой жалобы, что русских держат за “роботов”.

Руководители питерских автопредприятий считают, что беспокоиться не о чем, и снижать требования к сотрудникам категорически отказываются. “В прошлом у завода Toyota в Шушарах были периоды, когда текучка кадров на время становилась проблемой, и связано это было в первую очередь с чрезвычайно сложными условиями на рынке труда в Санкт-Петербурге”, – прокомментировал генеральный директор ООО “Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия” Мицуаки Сугимори. В настоящее время, по словам г-на Сугимори, текучка кадров на заводе Toyota составляет менее 2%. В мае уволились порядка десяти сотрудников, но для предприятия таких размеров это нормальный и даже низкий показатель, считает г-н Сугимори.

“Во всем мире “кайдзен” признается высокоэффективной системой, которая поощряет личную инициативу и участие сотрудников в процессе улучшения качества продукции и эффективности рабочих процессов, – комментирует М. Сугимори. – Все больше компаний во всем мире следуют принципам “кайдзен”, включая российские компании. Это само по себе показывает, что “кайдзен” не зависит от менталитета или национальных особенностей, но основан на общих для всех ценностях и стремлении к улучшению. Мы совершенно уверены в том, что у наших российских сотрудников есть интерес к обучению принципам “кайдзен” и большие способности. Каких-либо особенностей менталитета, которые бы препятствовали стремлению каждого человека к лучшему, мы не видим ни в одной из стран, в которых работаем”.

Возможно, что для того чтобы японская пропаганда возымела воздействие на русских фермеров, набранных по Ленинградской области, понадобится какое-то время. Российские дилеры, впрочем, считают иначе и уверены, что действовать нужно сейчас – более ощутимыми средствами, то есть деньгами. Свидетельство того, как коллективные брожения и недовольства могут влиять на работу автопредприятия, мы видели осенью, когда бастовали рабочие Ford: вследствие почти трехмесячной забастовки предприятие понесло колоссальные убытки. О том, что автозаводы обречены на забастовки, кадровики предупреждали еще в прошлом году. “В Питере открывается слишком много площадок, поэтому остается либо переманивать людей, либо нанимать кого попало, – комментирует директор по исследованиям КА “Автокадр” Константин Прохорцев. – Единственное, чем можно удержать таких людей, это бонусы, премиальные”.

“Наших людей можно сделать лояльными, только если предоставить им максимальные преференции по оплате, – считает президент автохолдинга “Фаворит Моторс” Владимир Попов, одно время работавший в Японии. – Нужно помнить, что качество Toyota полностью основано на системе “кайдзен”. Если им удастся интегрировать японскую философию в умы российского пролетариата – хорошо. Если нет – тогда только американская система. А именно: доллар. Там ведь все просто: голосуешь за президента – получаешь сигару. Все”.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 17:56
Владимир Ростов
Экие они глупые дураки, эти японцы!
Думали, у нас дешевая рабсила? Ага. Она дешевая, только производительность в 4 раза ниже западной.
Так что, кто к нам с кайдзеном придет, тот от него и подохнет! :P

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 18:02
Сан Саныч
они не глупые, они бабла срубить побыстрому в РОССИИ захотели :D , наивные........ :D

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 19:37
LEO
Нет ничего удивительного.
Вот я, например, сейчас работаю по строительству разных бизнес-центров с финнами. Они за голову хватаются, типа "как так можно", но когда получают готовый результат, сразу успокаиваются, и списывают все на русский менталитет, причем сэкономив не одну штуку ихних рублей. Так что я думаю, на этих заводах просто не хватает квалифицированного управленца, который закроет все вопросы, касающиеся кадров и их работы.ИМХО.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 20:13
Андрей_80
Я согласен - и впредь не платите,
Пусть шатает меня на ходу,
Не давайте жилья, не кормите,
Всё равно на работу приду.

День получки - нет траурней даты,
Просто нет её в этом году,
Не давайте паёк и зарплату,
Всё равно на работу приду.

Отдыхать ни за что не поеду,
Это море имел я (в виду),
Чай пустой и сухарик к обеду,
Всё равно на работу приду.

И лечиться мне вовсе не надо,
Могут вылечить вдруг, на беду,
Не нужны никакие награды,
Всё равно на работу приду.

Ничего, что одежда в заплатах,
Я не вру Вам, имейте в виду,
Даже если проезд будет платным
Всё равно на работу приду.

Я приду, даже если затменье,
Даже если начальник - Иуда,
Даже если в мозгу помутненье,
Я ПРИДУ, НО РАБОТАТЬ - НЕ БУДУ!!!

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 20:25
yh_spb
Японцы - они заразы упрямые. Так что интересно понаблюдать, кто - кого.
У меня есть предположение, что ежели они с рабочими не справятся, так завод лучше закроют, чем от своих принципов откажутся. Но скорее всего - справятся. Ведь этот свой кайдзен они по всему миру насаждают, и не на нас первых его "внедряют"...

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 20:35
ShineOn
yh_spb писал(а):Но скорее всего - справятся.
Вопрос - какой ценой? Повышением расценок или приглашением иностранных рабочих (скорее всего, из ближнего зарубежья)?

Помню, в начале 90-х годов корейцы (Самсунг) построили в Воронеже завод по производству видомагнитофонов. Через несколько месяцев они были вынуждены привезти корейских рабочих, потому как русские разворовывали всю комплектуху по-чёрному...

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 21:31
LEO
Андрей_80
Очень напоминает песенку работника ГАИ :D
ShineOn писал(а):Повышением расценок или приглашением иностранных рабочих (скорее всего, из ближнего зарубежья)?

Я думаю, они все-таки придут к продуманному анализу Российского рынка труда, и примут соответствующие решения. :)

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 23 июн 2008, 22:05
ShineOn
Я не большой специалист в "эйчар" (ненавижу подобные неологизмы!), но даже я могу сказать, что нынешний российский рынок труда таков, что местные жители крупных городов (тем более, квалифицированные специалисты и не конченные алкоголики) если и готовы идти работать за 20тыр, то работать будут либо спустя рукава, либо уж точно не перерабатывая по 3-4 ежедневно. За такие деньги на ненормированный рабочий день разве что гастарбайтеров нанять можно.

Кстати, в Европе примерно такая же ситуация, не буду говорить огульно за все автомобильные заводы, но слышал, что на многих работают именно иностранцы из Турции и стран Восточной Европы, готовые работать за вдвое меньшую оплаты ради вида на работу в этой стране - всё равно уровни жизни будет выше, чем на их родине.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 09:35
Marsek
ShineOn писал(а):огульно за все автомобильные заводы, но слышал, что на многих работают именно иностранцы

Если посмотреть на развитые страны, то всегда найдется по соседству страна с дешевой рабочей силой. В Америке - Мексика, Латинская америка, Германия-Турция, Франция-там африканцы..... У нас перспектива одна - Средняя Азия.
По работе связаны с турками. Они лет 5 назад начали производство стремянок и гладильных досок в Тульской области. Зарплата предлагалась нормальная. Самая большая проблема была - алкоголь. Мужики не могли трезвыми работать. Или до первой получки. Дальше - больничный и ... пока не уволят. Привозили рабочих их Турции. Турки работали вахтовым методом. Из местных работали только женщины. Потом женщины стали приводить мужей. Под своим присмотром. Сейчас кадровой проблемы нет. Из турок остаются только мастера.
А на автозаводах скорее всего промах кадровиков. Иностранцам бы открыть училища или курсы для своих будущих рабочих. За время обучения отсеивать. Может так и будет. А может есть... Просто должно пройти время.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 11:23
ShineOn
Marsek писал(а):Иностранцам бы открыть училища или курсы для своих будущих рабочих. За время обучения отсеивать.
Да, скорее всего это самый верный путь.

Но тут вылезает большая проблема Северо-Запада - там на относительно небольшой площади построено или строится порядка 10 крупных заводов. Это даёт возможность будущим кадрам довольно свободно перемещаться с одного предприятия на другое (пока не будет переизбытка рабочих рук). В таких условиях вряд ли кто из буржуинов решится вкладывать деньги в свой собственный учебный центр - выучил человека (читай - потратил деньги и время), а он раз - и переметнулся на соседний завод твоего конкурента, который сэкономленные на учебном центре деньги пустил в фонд заработной платы...

Получается, необходимо возрождать систему государственного профтехобразования, возможно с предварительным распределением выпускников и подписанием контракта на какое-то время.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 14:06
Marsek
ShineOn писал(а):свой собственный учебный центр

Так вот в этом учебном центре и надо своему фирменному "дзену" обучать. Существует еще финонсовая зависимость. Контракты.
ShineOn писал(а):систему государственного профтехобразования

Пр-во какую-либо долговременную программу, похоже, просто не в состоянии выработать.
ShineOn писал(а):проблема Северо-Запада

я же говорю - Средняя Азия. :) В Питере очень мало приезжих рабочих из этого региона.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 14:31
Ветер
LEO писал(а):Так что я думаю, на этих заводах просто не хватает квалифицированного управленца, который закроет все вопросы, касающиеся кадров и их работы.

+100

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 18:47
ShineOn
Marsek писал(а):Так вот в этом учебном центре и надо своему фирменному "дзену" обучать. Существует еще финонсовая зависимость. Контракты.
Ну да, тут только контрактом насильно привязывать придётся.

Re: "Русские не умеют собирать иномарки" (Autonews)

СообщениеДобавлено: 24 июн 2008, 20:47
LEO
ShineOn писал(а):только контрактом насильно привязывать придётся.

Игорь, а чему ты удивляешся? Сейчас практически в любой сфере деятельности возникает необходимость либо обучения, либо повышения квалификации сотрудников. Причем в некоторых аспектах это является обязательным для нормальной деятельности фирмы. Например, у меня все инженеры по электрике обязаны раз в год подтверждать группу по электробезопасности и проходить как минимум одно повышение квалификации со сдачей экзамена. Иначе при проверке деятельности моей фирмы у меня будут проблемы.
При этом, с каждым сотрудником заключен трудовой договор, в котором очень четко прописано, что если сотрудник проходит обучение за счет фирмы, то он обязан проработать в ней не менее 1 года. В противном случае, при его увольнении, полностью официально с него удерживается часть стоимости за обучение. Именно часть, так как сумма, потраченная на обучение, делится на 12 месяцев, и умножается на количество полных отработанных месяцев в этом году. Остаток суммы вычитается из зарплаты.
Есть вариант ежемесячно удерживать 1/12 часть обучения сотрудника, но это должно быть прописано в контракте.
Так что варианты есть у всех, просто кто-то о них не знает, либо просто не желает ими пользоваться с целью снятия с себя части проблем с оформлением договоров, и т.п.