Свои пять копеек

: первый внедорожник и первая же машина с автоматом; штурмовать бездорожье также приходилось в свое время на легковых ТАЗах . Т.е. можно считать меня среднестатистическим водителем в плане внедорожной езды

. Так вот лично для себя, исходя из своего не очень большого опыта "посадок", сделал вывод - единственное преимущество МКПП перед АКПП в грязи действительно лишь в том
небольшом проценте случаев, когда засел еще не особо сильно, то можно попытаться выбраться враскачку. "Автомат" такого, к сожалению, практически не позволяет (во всяком случае так один раз произошло со мной, не хватило совсем чуть-чуть

). Но зато насколько же он удобнее при езде по рытвинам, ямам, буеракам! Если кто помнит, у нас в Самаре этой зимой случился снежный катаклизм и вот когда все это начало таять, то во дворах образовались промоины и ледяные колеи чуть ли не полуметровой

глубины. И сердце просто обливалось кровью при взгляде на то как авто на "механике" штурмовали их, громыхая защитами, порогами и бамперами

. И как же было приятно чуть отпустив педаль газа тихонько и аккуратно переползать их на своем крокодиле. Да и по грязи, ИМХО, АКПП прощает ошибки, сама выбирая необходимое усилие. В общем и целом, вполне согласен с уже давно сложившимся мнением, что неопытному водителю на бездорожье "автомат" сослужит лишь добрую службу (речь идет не о трофи-рейдах

).
...сначала газ до отказа, а там поглядим...