Други, задумался тут над темой коррозии пятой двери. Моего авто это пока не коснулось, но тема эта заинтересовала из других соображений. Думаю что причина скорого ржавления задней двери на самом деле интереснее чем нам кажется и стоит отдельного разговора. Поэтому мысли вслух.
___________________________________________________________________________________________________
Сообщения о появлении признаков ржавчины на пятой двери нового Sorento R встречались уже неоднократно. Особенно удивляет, что отмечается это на практически новом авто, на первом-втором году эксплуатации. Неприятно конечно, благо есть гарантия на автомобиль и большинство обращений сорентоводов в офф.сервис с пятой дверью признаются гарантийным случаем. Рецепт у официалов один – обработка проблемных мест и полная перекраска двери. Неужели так не повезло владельцам Sorento R и пятую дверь автомобиля стоимостью под полтора миллиона не умеют красить на заводе?
Если забить в поисковике фразу «ржавеет задняя дверь» то можно обнаружить, что проблема ржавчины на двери багажника не обошла стороной многие марки авто. Владельцы Nissan X-Trail, Pathfinder, Mitsubishi Pajero, Opel Zafira, Hohda CRV, Skoda Felicia и др. сетуют о случаях скорой ржавчины на пятой двери:
«Мне уже пришел ответ из ниссан-моторс, на днях еду записываться на покраску задней двери по гарантии.»
«Через пол года - год опять будешь обращаться, так что настаивай на замене.
Во вторник еду к ОД по той же причине (правда дверь мне уже меняли), при мне женщине обязались заменить на новую дверь (ей уже ее красили тоже после ржавчины), она в свою очередь проводила независимую экспертизу и с заключением уже пришла (экспертизу ей компенсировали)»
«У меня на пятой двери жучки появились через пол года Сейчас ещё добавились Хотя на поцарапаных гвоздём участках завистлевых доброжелателей спустя год с лишним нет даже намёка на корозию Думаю проблема в качестве железа отдельных партий элементов кузова»
«Та же ситуация корродирует только дверь багажника»
«Помыл тут машинку...
Пофиг, что накладку делал... Вспучился пузырек под стеклом пятой двери на ровном месте... Там вообще никакого контакта ни с чем нет... Механических повреждений тоже нет... Блин... »(это от ниссановодов:
http://www.x-trail-club.ru/forums/lofiv ... 0-450.html )
Примеров много, симптомы схожие: появление ржавчины на пятой двери на ранних сроках эксплуатации, на ровном месте, как говорится.
Что объединяет этот хор товарищей по несчастью, это справедливое удивление: почему именно пятая дверь лидирует в скорости ржавления по сравнению с другими деталями кузова:
«Странно как-то.Вспучивается только на задней двери(судя по отзывам).А что все остальное(двери,копот,крыша)где-то в космосе красят или на каком-то супер заводе?..»(
http://www.myzafira.ru/forum/viewtopic.php?f=66&t=1578)
«Такие пузыри я обнаружил на хонде срв, тоже дверь багажника, покрасили по гарантии, вроде как массовая проблема была или есть.»
«И на Пафике та же болезнь...»
«У меня тоже 2 пузырька уже вылезло - справа и слева от номерной рамки. А машина в эксплуатации месяц. Пока предъявлять инженеру по гарантии не стал, съезжу в отпуск , посмотрю как будет развиваться»это уже от паджероводов
http://www.pajero4x4.ru/bbs/phpBB2/view ... 81&t=72342, и там же:
«Продаю по чём купил.
Столкнулся с такой же проблемой. После мойки обнаружились на задней двери мелкоочаговое вспучивание в районе номерного знака и откровенная рыжета в месте сочдененеия пластиковой накладки и самой двери. По первым признакам, в разговоре с гарантийным инженером, им была выдвинута гипотеза, что это следствие ошибки технологической программы окрашивания кузова. Наверняка многие из вас заметили что по этой проблеме5-й двери в инете стонут и Ниссановоды, и Паджероводы, И Тойотоводы...да практически ВСЕ!!!!!!!! Есть мнение, что гипотеза по програмной ошибке имеет место быть! Видимо сбой в программе нанесения ЛКП именно на 5-ю дверь, ибо в целом кузов обрабатывается и красится по своей программе, а вот эта пресловутая дверь сама по себе. Уже не первый год эта проблема существует и ОД безропотно принимают двери к перекраске. Причём тут красят правильно и хорошо, в отличие от "там". Что касается оцинковки, тут я не могу ничего ни сказать, ни придумать... НО!!!!! На моей прошлой машине, тоже от ММС, при сколе краски, а на порогах так и просто насодранных местах, отчётливо виден был оцинкованный кузов, который НЕ ржавел в течении нескольких лет (пока не продал машину)...вот так. А теперь что касается ржавчины на стыках накладок и двери. Тут, как мне сказал инженер по гарантии, и я с ним согласен, беда от того, что зимой машины моем редко, гряз и мелкий песок в эти щели попадает, а дальше хлопание дверью, просто тряска на дорге, делают своё наждачное дело и разрушают и без того слабое ЛКП, что и приводит к появлению рыжеты…»Такое "интернациональное" совпадение дефекта показалось еще более интересным. Отбросим ситуации явного механического повреждения пятой двери и коррозию в местах повреждения ЛКП (хотя эти случаи тоже интересны на фоне более медленной скорости ржавления поврежденных мест на других частях этого же автомобиля). Чем больше читаешь отзывов, тем больше складывается ощущение что задняя дверь обладает некой «изюминкой». И вряд ли это различие кроется в качестве металла, технологии покраски задней двери у конкретного авто, ведь все происходит на одном конвейере, по одинаковой технологии и «из одного теста». Поэтому со всех точек зрения задняя дверь не отличается от других крашенных элементов кузова. В чем же отличия?
Присмотримся к типовой конструкции задней двери. В отличии от других и неподвижных элементов кузова она представляет отдельную деталь с креплением на петлях, а по периметру изолирована от кузова резиновым (диэлектрическим) уплотнителем. Другими словами и с электрической точки зрения задняя дверь изолирована от кузова автомобиля по периметру и соединена («заземлена») с ним через петли. Это обстоятельство сразу приходит на ум, когда вопрос коррозии начинаешь рассматривать в свете электрического участия.
В случае с задней дверью конечно нельзя говорить о металлической детали, электрически отдельной от кузова. В первую очередь из-за металлических петель крепления. Но здесь не все однозначно. Сами петли металлические, но крашеные в сборе вместе с кузовом, и переходное электрическое сопротивление петли вовсе не равно нулю. Кроме того в дальнейшем со временем переходное сопротивление петель только увеличивается из-за грязи и коррозии внутри зазора между подвижными частями, а также некоторого увеличения самого зазора по причине износа.
Сухим днем я замерил сопротивление по постоянному току между дверью багажника и кузовом у моего полугодовалого Соренто R, получил цифру 33,5 Ома.
Если принять, что внутри двери электропроводка не имеет соединений «минусовых» проводов с самой дверью, то получается что переходное сопротивление каждой петли нового автомобиля около семидесяти Ом. (В скобках замечу, что по результатом моих замеров сопротивления защелка замка пятой двери у Соренто R гальванически не соединена с пятой дверью. Таким образом сам замок в закрытом положении двери через проушину электрически не соединяет крышку двери с кузовом автомобиля, и петли крепления по-прежнему являются единственными точками электрического контакта двери с кузовом).
Итак, пятую дверь автомобиля можно рассматривать как "отдельный" крашенный лист металла со стеклом. Лист из такого же металла и крашенный так же как и весь авто, но электрически соединенный с кузовом в двух местах через детали с некоторым электрическим сопротивлением. А это уже отличает заднюю дверь от всего авто с точки зрения возможных механизмов электрокоррозии.
Вы скажете, у автомобиля есть как минимум еще две похожие детали, а то и четыре – другие двери. Да, и эти «отдельные крашенные листы» тоже подвешены на своих петлях с ненулевым переходным сопротивлением и тоже через уплотнители электрически изолированы от кузова авто. Поэтому боковые двери тоже в списке «особенностей» и нужно смотреть, чем задняя дверь примечательна и отлична от своих боковых коллег. Наверное вот чем:
- на задней двери, как правило, есть много навесных элементов: эмблемы, шильдики, номерной знак с рамкой, элементы декора - хромированные накладки и проч. Лакокрасочное покрытие двери в местах соприкосновения с этими элементами становится уязвимым перед механическими повреждениями (сколы/царапины при монтаже-демонтаже, потертости со временем от вибраций и др.).
- часто здесь расположено осветительное и др. электрооборудование: задние блок-фонари, подсветка номерного знака, стеклоочиститель, видеокамера (у некоторых
),
- она сзади автомобиля.
Последнее обстоятельство, на мой взгляд, кроет в себе еще особенности.
В неподвижном положении автомобиля при включенном двигателе задняя дверь оказывается в месте наибольшей концентрации собственных выхлопных газов автомобиля и можно предположить, что в сырую погоду влажная пылегрязевая пленка на задней части машины может не в лучшую сторону отличаться по своему кислотно-щелочному составу от загрязнений на других частях автомобиля. Это всего лишь мои предположения, но все же.
При движении автомобиля в задней части образуется зона воздушного разрежения. В сырую погоду задняя часть загрязняется сильнее боковых дверей, одновременно хуже проветриваясь на ходу. Это видимые процессы.
Также при движении потоки набегающего воздуха с имеющимися в нем частицами (пыль, песок, снег) электризуют поверхность автомобиля. Предполагаю что перечисленные особенности задней двери - расположение в зоне разрежения и электрическая «недосоединенность» с кузовом – могут привести к возникновению на ходу разности потенциалов между пятой дверью и кузовом. Кстати, здесь заднюю дверь можно электрически рассматривать как пластину конденсатора и возникающее на нем относительно кузова напряжение будет тем больше, чем хуже проводимость петель.
Говоря об электрооборудовании, размещенном на задней двери. Здесь возможны утечки тока от штатных электроцепей на саму заднюю дверь, что будет приводить к возникновению напряжения положительного знака относительно кузова автомобиля. Происходить это будет все по той же причине ненулевого переходного сопротивления петель. Например, на моем автомобиле при достаточно низком сопротивлении петель включение габаритных огней и стоп-сигнала приводит к возникновению напряжения на корпусе задней двери порядка +50 милливольт относительно всего кузова (у меня светодиодные фонари). В этой связи наткнулся на интересный график допустимой разницы потенциалов при разной солености воды:
это из темы
защиты судов от электрокоррозии.
Думаю что перечисленные особенности позволяют говорить о менее благополучном положении задней двери с точки зрения электрокоррозии по сравнению с другими внешними частями кузова. Большая подверженность загрязнению, плохая проветриваемость и возможность возникновения блуждающих токов способствуют ускорению коррозии.
Методом борьбы я вижу принудительное «заземление» пятой двери посредством самодельной проводящей шины-шунта между дверью и кузовом. Саму шину легко расположить вверху двери, неподалеку от штатных петель. Материал шунта - гибкая оцинкованная оплетка или тросик.
И напоследок, чтобы было не так обидно за новую машину:
Истребитель F-22A Raptor быстро ржавеет