Gubkin писал(а):Не вязкости, а группа куда входит масло после испытаний на машине "имитатор холодной прокрутки двигателя"
Что означают цифры на канистре моторного масла?
#1 elektrik » 13 мар 2011, 09:37
Раньше было просто. Существовало два сорта моторного масла – "жигулевское" и "камазовское". Ни о какой приспособленности масел к условиям эксплуатации и речи не было, радовались тому, что было. Сейчас полки любого автомагазина заставлены бесконечными рядами разноцветных канистр с непонятными автолюбителю, а иногда и продавцу обозначениями.
Как сориентироваться в бескрайнем море предложений масел, как выбрать нужное и не переплатить лишнего? Ведь двигатель – не каша, и маслом его испортить можно. Например, в одном достаточно известном магазине продавец на вопрос покупателя, какое масло лучше для его только что купленного нового автомобиля, ответил, что самое подходящее – с обозначением 20W-50, хотя на самом деле это масло высокой вязкости и предназначено как раз для старых изношенных моторов с большими зазорами в парах трения.
Надеемся, что эта статья поможет читателям лучше разбираться в маркировке и назначении масел и легко определить, что, например, означает следующая надпись на канистре с маслом: SAE 5W/30, API SH/CE, ACEA A1-98, B1-98.
Моторные масла делят на бензиновые, дизельные и универсальные. Также масла подразделяют на летние, зимние и всесезонные. Особенностью каждой группы являются классы вязкости.
Свойства и качество моторного масла зависят от базового масла, служащего основой, и набора присадок. В зависимости от вида базового, масла разделяются на минеральные, полусинтетические и синтетические. Сейчас получила распространение система классификации моторных масел Общества автомобильных инженеров США, известная как классификация SAE. Классификация SAE позволяет оценить такие показатели, как вязкость при низкой и высокой температуре, прокачиваемость, пусковые свойства.
К летним, наиболее вязким, относятся масла классов:
SAE 20, SAE 30, SAE 40, SAE 50, SAE 60.
Число обозначает вязкость, чем оно больше, тем более вязким является масло.
К зимним маслам относятся масла классов:
SAE 0W, SAE 5W, SAE 10W, SAE 15W, SAE 20W.
Во всех обозначениях зимних масел присутствует буква W – winter, то есть зимнее.
К всесезонным относятся масла классов:
SAE 0W-30, SAE 0W-40, SAE 5W-30, SAE 5W-40, SAE 10W-30, SAE 10W-40, SAE 15W-40, SAE 20W-40.
В обозначениях всесезонных масел обязательно присутствуют два числа вязкости, первое из которых показывает вязкость при низких температурах, второе – при высоких.
В настоящее время специализированные масла (летние, зимние) практически не встречаются, их вытеснили всесезонные, однако это не означает, что можно использовать любое всесезонное масло.
Как же выбрать масло для конкретного двигателя? Здесь нужно учитывать ряд факторов.
Фактор 1. Климатические условия.
Чем ниже температура окружающего воздуха, тем меньшее число должно стоять после букв SAE. Масла "нулевого класса" обеспечивают легкое проворачивание и надежный пуск двигателя при самых низких температурах. Кроме этого, за счет хорошей прокачиваемости масло начинает подаваться к парам трения в первые же мгновения работы двигателя, тем самым значительно продлевая его ресурс. Масла этого класса обеспечивают значительную экономию бензина. Для зимней городской эксплуатации с частыми остановками и безгаражным хранением наиболее подходят синтетические масла "нулевого" и "пятого" классов. Естественно, за выдающиеся свойства таких масел приходится платить, но все с лихвой окупаются снижением затрат на бензин и надежным пуском в морозы. Температурные диапазоны применения масел.
SAE 0W-30 от -30° до +20°C
SAE 0W-40 от -30° до +35°C
SAE 5W-30 от -25° до +20°C
SAE 5W-40 от -25° до +35°C
SAE 10W-30 от -20° до +30°C
SAE 10W-40 от -20° до +35°C
SAE 15W-40 от -15° до +45°C
SAE 20W-40 от -10° до +45°C
Фактор 2. Состояние двигателя.
Чем больше зазоры в парах трения двигателя, чем больше его пробег и износ, тем более вязкое масло требуется для обеспечения необходимого давления в системе смазки. Особенно это важно учитывать в летнее время, когда двигатель нагревается до максимальных температур. Для двигателей, переваливших за половину ресурса, можно использовать масла классов SAE 15W-40, SAE 20W-40, для еще более изношенных – классов SAE 15W-50, SAE 20W-50.
Кроме показателей вязкости, на этикетках потребитель может увидеть и буквенные обозначения, начинающиеся с букв API. Они означают классификацию масла по системе Американского института нефти. Эта классификация делит масла на две категории: S – масла для бензиновых двигателей и C – масла для дизельных двигателей грузовых автомобилей. Особой категории для легковых дизелей не предусмотрено, для них обычно используют универсальные масла категории S/C.
После буквы S указывается уровень эксплуатационных свойств масел, обозначаемый буквами A, B, C, D, E, F, G, H, J, L, расположенными по мере возрастания свойств. В нынешней редакции API используются классы SJ и SL, хотя производители используют и более низкие классы.
Для дизельных масел после буквы С также следует указание свойств, обозначаемое буквами A, B, C, D, E, F, G, H. После этих букв может ставиться цифра, указывающая тип дизеля: 2 – двухтактный, 4 – четырехтактный. Сейчас используются классы CF, CF-2, CF-4, CG-4, CH-4.
Кроме этого, в обозначении масла может присутствовать аббревиатура АСЕА – классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей. Эта классификация делит масла на три класса: А – для бензиновых двигателей, В – для дизелей легковых автомобилей, Е – для дизелей грузовых автомобилей. Цифра, следующая за буквой (от 1 до 5), характеризует уровень эксплуатационных свойств масла, следующие цифры указывают на год утверждения.