Для того, чтобы попасть с севера Бурятии в Иркутскую область нужно пересечь Байкальский хребет по перевалу Даван (Дабан в официальной транскрипции). Это 15 км заброшенной дороги, которую никто не обслуживает. А снегу выпадает до 4 метров за зиму.
И никто его не чистит. Поэтому передвигаться приходится по колее из укатанного снега высотой до полутора метров. Шаг влево-вправо и ты на брюхе. В принципе, ехать можно, главное – чтобы не было встречных или севших машин. 28 февраля нам не повезло – на втором километре уткнулись в Урал у которого сбросило шаланду. Вернулся на заставу задним ходом, как раз подъехал Урал- бензовоз, пустой к сожалению. Свозил водилу к шаланде, он оценил ситуацию и задом поехал дёргать. Но ничего не получилось – он пустой, шаланда пустая, а колея скользкая и наклонная. В общем, Уралы «расписались» . Ну а мы – Сорренто и два УАЗа – решили прорываться. Стали копать объезд.
Ну а потом технология простая – я топчу колею пока не сяду на брюхо, потом УАЗ меня назад вытаскивает.
В принципе, можно было бы проскочить ходом, НО! Ближней ко мне точкой Урала был бампер из шестнадцатого швеллера и дорога имела сильный уклон в его сторону. Получить рваную рану по всему боку в случае сноса очень не хотелось. Ну а потихоньку – снег довольно рыхлый, чуть колесо буксануло и ты на брюхе.
Продвинулись мы таким образом на пол-корпуса и тут пришли пешком люди за которыми ехали УАЗы. Они пожелали мне удачи, оставили ещё одну лопату и свалили назад.
Я отправил напарника с ними на заставу за досками, а сам взялся за лопату. Ибо в последней попытке сел так левой стороной, что УАЗ не смог выдернуть.
К приезду очередного Урала я практически откопался.
Обратите внимание, как наклонен Урал – он минут пятнадцать топтал себе колею на бровке, чтобы его не стаскивало – так было скользко на накатанной колее. Так же и УАЗы «колбасило», когда меня тащили. Я же маневрировал занимая исходную для очередной атаки как хотел. Шипованная Нокиан Хакапелита SUV – фантастика!!!
В общем, вытащили меня назад, положили под левую сторону деревянный щит, я потихоньку миновал бампер, потом тапку в пол и выскочил, как пробка. Поехали дальше, но радость была недолгой – километра через три уперлись в глухо сидевшего на мостах Камаза-вездехода. Мужики уже даже не копали – он висел на укатанной колее, а это почти лёд – его рубить надо. Проще дождаться что-нибудь большое и вэдовое. Ну мы поплевали на ладони и за лопаты – хрен его знает, когда это «большое и вэдовое» будет, пройдёт ли оно мимо той шаланды. А нам ехать надо, да и в любом случае карман копать.
Через час.
Казалось бы «шикарная трасса». Но. Только левой стороной можно было осторожно ехать по укатанной колее. Правая же состояла из снега глубиной свыше 1,2 м (черенком лопаты до земли не достали) разной плотности – кое-где человека не держал. Подложили щит, сунулся, щит выскочил под днище, легли на него брюхом и успокоились. Рубить колею сил уже не было. Легли отдыхать и ждать «большое и вэдовое». Через пол-часа будят ребята на УАЗике-таблетке: «Мужики! Вставайте! Ехать надо!». Прорвались тоже мимо шаланды. Ну мы только ЗА. Выдернули нас, вымостили правую колею щитом и фуфайками, и потихоньку поехали.
Отдельный абзац, посвящённый фуфайкам.
Фуфайка – это песня! Ещё лучше ватный комбинезон – он длиннее и не так быстро выбрасывается колесом. Я первый раз столкнулся с таким способом и в восторге от него. Главное опять же – не буксовать. Если не можешь – качайся.
Далее. Потихоньку, перекладывая щит и фуфайки проехал. Фотографий, к сожалению, нет ибо в такой ситуации каждая пара рук на счету – кто руководит, кто копает, кто подмащивает, кто толкает. Не до фото. Доходило даже до того, что отталкивали меня (2 тонны) от Камаза - задняя дверь в десяти сантиметрах от борта проходила. Поджёг, правда, сцепление прилично. Довлел надо мной страх опять сесть на пузо - а копать сил уже не было. Ну и не сел. Но в салоне до сих пор подванивает (не ржать! – сцеплением!).
Ну а дальше – так, покатушки. Встречаем два шоссейных камаза. Технология простая – машины поменьше с разгону ныряют в карман(если есть. Нам повезло – был поблизости). Машины побольше проезжают
Потом выдёргивают машины поменьше.
Я вышел, между прочим, из этого кармана почти сам – чуть толкнули.
Ещё один Камаз.
Из этого я выстрелил самостоятельно – аж толкатели упали.
Короче, не прошло и восьми часов, как мы проехали 15 километров.
И каким же циником нужно быть чтобы повесить такое!
ИТОГО: В окружении Уралов, Камазов-«сайгаков» и УАЗиков мне не было стыдно за Соренто!!! После моих «подвигов» народ относился к машине уважительно. Её даже иначе как джипом не называли!
Минусы: долго откапывать. УАЗик или Хайлюкс – копаешь под мостами и раздаткой и вперёд. А тут приходится копать под ВСЕЙ машиной – красивое ровное плоское брюхо. А какая она широкая! С одной стороны не откопаешь – лопата не достаёт. Приходится обкапывать по кругу. А это 1,5 метра бывает в высоту. Подножки вообще полная задница – мало того, что увеличивают площадь, так и ещё лопатой не подлезешь – мешают.
Но! По снегу на Соренто ездить можно. По любому. С собой иметь: лопату большую аллюминевую(пластмассовые на морозе ломаются) для рыхлого снега, лопату штыковую прямую для рубки укатанного снега, топор, ножовку, фуфайки, фляжку с коньяком(для бодрости), литр водки(на случай ночёвки), прочный и длинный трос. Хорошо бы иметь сенд-треки, но что-то стоят они круто. Но придётся брать. И на багажник их, вместо лыж. Ехать в паре с подобного или выше внедорожного класса машиной.
Ну и без удачи никак. Назад прошёл перевал за пол-часа – ни одной встречной –поперечной.
Хотел в этом сезоне с экстримом завязать, но на одометре 28 с копейками – скоро на ТО-30 ехать надо. В конце марта поеду.
Помоги мне, Господь!
З.Ы. Покатушки по Байкалу с фото и видео – на неделе.
Людей надо любить! Они хорошие. Просто не все они об этом знают.