Вот еще интересная статья (взято с сайта (
http://www.surm.ru))
Моторные масла. Новый стандарт -
A P I S E R V I C E C I - 4.
С 5 сентября 2002 года официально вступила в действие новейшая категория качества - API SERVICE CI-4 на масла для высоконагруженных дизельных двигателей. Появление этого нового стандарта на моторное масло вызвано изменениями в конструкции автомобильных дизельных двигателей в соответствии с требованиями понижения токсичности отработанных газов. В частности, в выхлопе двигателей, выпускаемых с 1 октября 2002 года, предусматривается двукратное снижение содержания NOX (окислов азота) по сравнению с нормами 1998 года.
Необходимо пояснить, что чем выше давление и температура рабочего цикла в цилиндре двигателя внутреннего сгорания, тем больше образуется окислов азота – соединений, оказывающие весьма вредное воздействие на легкие человека. Предыдущие снижения уровня NOX на дизелях были достигнуты за счет изменения конструкции поршней, промежуточного охлаждения воздуха и уменьшения угла опережения подачи топлива. За счет перечисленных мер, "растягивающих" процесс сгорания, уровень NOX в выхлопе был снижен до предела (за это, правда, пришлось "расплачиваться" снижением экономичности дизелей). С целью дальнейшего снижения содержания NOX большинство производителей двигателей были вынуждены использовать схему рециркуляции выхлопных газов (EGR - Exhaust Gas Recirculation).
В системах EGR, небольшое количество выхлопного газа подается на вход к впускному коллектору, чтобы "разбавить" поступающий воздух (уменьшить количество кислорода). Это разбавление понижает давление в камере сгорания и максимальную температуру, поэтому при сгорании образуется меньше NOX (окислов азота). Промежуточное охлаждение перепускаемого выхлопного газа улучшает процесс наполнения за счет возрастания плотности воздуха, поступающего в цилиндры, что, в свою очередь, увеличивает мощность двигателя.
Если, с одной стороны, использование перепуска выхлопных газов снижает образование NOX (окислов азота) и при этом позволяет восстановить экономичность двигателей, то с другой, использование охлажденных выпускных газов создает ряд проблем, которые требуют существенного улучшения эксплуатационных характеристик смазочного материала.
Во-первых, повышенной антикоррозионной защиты, поскольку охлаждение горячих выхлопных газов приводит к конденсации водяного пара и образованию большего количества коррозионно-активных кислот. Сера, содержащаяся в топливе, при сгорании образует соединения, которые, растворяясь в водяном конденсате, превращаются в серную кислоту, попадающую через систему впуска в цилиндры двигателя. Для нейтрализации этой кислоты требуется моторное масло с повышенной щелочностью (TBN) чтобы предотвратить коррозионный износ. Тем более, что в двигателях с EGR допускается использование топлива с содержанием серы до 0,5 % по весу.
Во-вторых, моторное масло API SERVICE CI-4 обязано иметь более высокие диспергирующие свойства по сравнению с маслом категории API CН-4, т.к. снижение максимальной температуры сгорания, ведущее к снижению выделения NOX, приводит к образованию большего количества сажи из-за уменьшения эффективности сгорания топлива. В двигателях с EGR до 8-10 % топлива не догорает и превращается в сажу, часть которой, в конечном счете, попадает в масло. Такое насыщение масла сажей может иметь несколько последствий: повышение вязкости масла (сажа действует как физический загуститель), забивание фильтров и рост абразивного износа. Молекулы моюще-диспергирующих присадок в масле обволакивают частицы загрязнений и не дают частицам сажи слипаться, а пока частицы сажи находятся в мелкодисперсном состоянии, все перечисленные выше последствия проявляются минимально.
И, в-третьих, рабочая температура масла постоянно повышена (до 130°С), т.к. охладитель в двигателе работает дважды, охлаждая сначала детали двигателя, а затем выхлопные газы, что снижает эффективность работы системы охлаждения. Это требует от масла API SERVICE CI-4 более высокой стабильности к термическому окислению, во избежание роста вязкости и образования высокотемпературных отложений.
Все вышеперечисленные свойства тщательно проверяются при аттестации моторного масла на категорию API CI-4. Проводится ряд длительных моторных испытаний на двигателях с EGR, в которых оценивается влияние насыщения сажей масла на износ клапанов, износ цилиндропоршневой группы и подшипников, ресурс фильтров. Дополнительно производится проверка высокотемпературной вязкости и холодной прокачиваемости, а также совместимость с материалом манжет. Кроме того, масло API CI-4 должно меньше угорать по сравнению с маслом API CH-4.Снижение расхода масла API CI-4 (на угар) достигнуто за счет ужесточения такого показателя как летучесть, т.е. снижения потерь на испарение под воздействием горячих газов (при рабочей температуре 700°F ≈ 370°С).
При высокой температуре (150°С) масло категории API CI-4 должно сохранять вязкость, достаточную для обеспечения пленки между трущимися деталями (не менее 3,5 сР). В процессе производства всесезонных масел SAE xW-30 возникает проблема совмещения противоположностей, т.к. для обеспечения низкой летучести и высокотемпературной вязкости (HTHS) предпочтительно использовать масла с высокой вязкостью, а для легкого проворачивания двигателя в мороз нужна малая вязкость. Тонкая балансировка между этими условиями заставляет использовать особо высококачественные базовые масла с высоким индексом вязкости – гидрокрекинговые или синтетические. Эффективность прокачки масла в двигателе, запускаемого в мороз, оценивается при температуре минус 20°С путем измерения вязкости масла, содержащего 5 % сажи.
И, в дополнение, в новом стендовом тесте проверяется совместимость масел API CI-4 с четырьмя обычно используемыми материалами уплотнений - нитрилом, силиконом, полиакрилатом и фторуглеродным материалом.
Особо следует отметить что, хотя масла API CI-4 разработаны для двигателей с системой перепуска отработанных газов, они также обеспечивают лучшую защиту и для обычных дизелей (без EGR) и, полностью заменяя все ранние спецификации API CH-4, CG-4 и CF-4, могут применяться в двигателях, для которых указаны масла этих категорий. Масла API CI-4 значительно превосходят все перечисленные выше по следующему ряду эксплуатационных свойств:
• насыщение сажей меньше влияет на вязкость масла;
• усилена защита против преждевременной блокировки масляных фильтров;
• усилена защита от износа деталей двигателя, особенно головки шатуна;
• усилена защита против коррозии подшипников;
• лучше показатели окислительной стабильности при высокой температуре;
• меньше расход масла (на угар);
• лучше защита двигателя при холодном запуске (лучше холодная прокачиваемость);
• увеличен ресурс уплотнений.
Ужесточение норм по токсичности отработанных газов относится и к получившим в последние годы большое развитие бензиновым двигателям с непосредственным впрыском. Сразу появляется потребность в топливе со сверхнизким содержанием серы и необходимость в специальном нейтрализаторе окислов азота (NOX), что резко повышает стоимость производства и эксплуатации. Именно эти проблемы стали причиной разработки фирмой Opel системы Twinport для моторов серии Ecotec объемом до 1,6 л и четырьмя клапанами на цилиндр. Ее конструкция предусматривает заметную (до 25

рециркуляцию отработавших газов через один из впускных каналов цилиндра, что исключает интенсивное образование окислов азота. Весной нынешнего года Opel Astra, оснащенная новыми моторами, вышла на рынок. Такие двигатели требуют и соответствующего моторного масла, которым станет, скорее всего, универсальное моторное масло API SERVICE CI-4/SL.
С другой стороны, с помощью моторного масла последних поколений можно "модернизировать" не новые и даже отечественные двигатели, т.к. правильно выбранное высококачественное масло реально улучшает работу двигателя. Как, например, отечественных двигателей ГАЗ, для которых весьма характерно значительное сажеобразование - некачественное топливо и газообмен всего через два клапана на цилиндр снижают качество сгорания не меньше, чем система перепуска выхлопных газов. С учетом того, что российские топлива вырабатываются из сернистых нефтей, вполне понятно, почему использование масла 76 Guardol QLT API SERVICE CI-4/SL (ранее API CH-4/SJ) значительно повысило ресурс и надежность работы высоконагруженных бензиновых двигателей. Экономическая эффективность использования масла этой марки с вязкостью SAE 15W-40 летом и 10W-30 зимой подтверждена опытом 4-летней эксплуатации большого парка маршрутных такси ООО "Балтик-Стар", состоящего на 90 % из "Газелей".
В заметке, опубликованной в прошлогоднем майском номере "5 колеса" я говорил, что качественные смазочные продукты, выпускаемые крупными фирмами по американским, европейским или японским стандартам, являются интернациональными и могут успешно применяться в любой технике вне зависимости от страны-производителя. В подтверждение этому уже появилась продукция, соответствующая международному стандарту для дизельных масел - Global DHD-1. Этот документ, являющийся совместной разработкой американских, европейских и японских производителей автомобилей, объединяющий ключевые эксплуатационные требования "удельных" спецификаций API CH-4, ACEA E5, и JASO DH-1 был опубликован еще в феврале 2001 года, как стандарт на перспективу. Крупные нефтепереработчики, как правило, разрабатывают новые смазочные продукты "с запасом на будущее". Как пример, новые масла марок 76 Royal Triton QLT и 76 Guardol QLT, намного превзошли API CI-4 и "вписались" в спецификацию Global DHD-1. Такие моторные масла являются продуктом высоких технологий и на данный момент выпускаются в ограниченном ассортименте только мировыми лидерами в производстве смазочных материалов.
Технический директор
Павлюшнев В. И.
“ОЙЛ 76 ПЕТЕРБУРГ”
канд. техн. наук