Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO BL

Выбор, обсуждение особенностей применения, отзывы по эксплуатации различных горюче-смазочных материалов, используемых в агрегатах автомобилей KIA

Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO BL

Сообщение ShineOn » 04 июн 2009, 10:10

В данной теме предлагается обсуждать различные моторные масла, которые мы заливаем или хотим заливать в дизельный двигатель автомобиля SORENTO.

Предыдущие обсуждения можно почитать здесь: Тема: Замена масла на дизеле

Настоятельно рекомендуется изучить темы из FAQ:

Тема: Требования к смазочным материалам KIA
Тема: Моторные масла для дизеля (VGT, рестайл)
Тема: Классификация моторных масел по API
Тема: Классификация моторных масел по ACEA

PS: обсуждение процедуры замены масла ведётся в другой теме:
Тема: Замена моторного масла в дизельном двигателе SORENTO

Перед прочтением темы рекомендую прочитать данную статью,многие вопросы отпадут :arrow: http://www.mb-info.ru/liquids/how_to_ch ... ng_oil.htm

Ликбез

Индекс вязкости масла
Индекс вязкости масла — сборная величина, определяющая изменение вязкости масла с изменением температуры. В этой статье — о том, какая вязкость, куда меняется и зачем нужен этот индекс вязкости обычному автолюбителю. Может пригодиться и автопрофессионалу :).

Как определяется индекс вязкости масла

Так как, индекс вязкости — показатель непростой, и, чтобы все было максимально ясно, — рассмотрим пример определения индекса вязкости масла.

Возьмем (условно) масло, у которого при нагревании кинематическая вязкость изменяется очень быстро. На графике получится кривая, резко уходящая вверх. Результат такого изменения вязкости масла принимается за «0», тем самым определяя потерю вязкости масла при критических испытаниях.

И другой (тоже условный) образец, кинематическая вязкость которого при нагревании изменяется слабо. В этом случае получаем плавно поднимающуюся кривую на графике. Этот результат изменения вязкости условно равен «100». Говорит о том, что при нагревании масло сохраняет вязкость почти без изменений.

Все эти эксперименты производят в сравнении с эталонными маслами. Сравнив как изменяется кинематическая вязкость испытуемого масла с изменениями кинематической вязкости эталонного масла и применив специальные формулы вычисления (право, нет смысла так глубоко зарываться в формулах) для обоих графиков, выводится тот самый индекс вязкости моторного масла.

Чем измерить индекс вязкости масла

Наверное, кого-то расстрою таким сообщением, но измеряется индекс вязкости… в единицах. Вот так, все одновременно и просто, и сложно. Нет у него ни стоксов, ни паскалей. Более высокий показатель индекса вязкости масла говорит о том, что меньше изменяется вязкость масла с изменением температуры и, соответственно, «плавнее» поднимается график изменения его кинематической вязкости.

Полезное в индексе вязкости

Что это значит, и зачем простому автолюбителю индекс вязкости масла? Это значит, что для автолюбителя самая важная информация про индекс вязкости — его значение. Чем выше индекс вязкости масла — тем жиже масло при низкой температуре, и тем меньше изменяются вязкостные характеристики моторного масла при высокой температуре. Увидеть показатель индекса вязкости масла можно в характеристиках моторного масла (указывается производителем).

Зольность масла. Или «Откуда в масле зола»
Сульфатная зольность масла (по науке)

Конечно, если пытаться проникнуться научными формулировками и описаниями сульфатной зольности масла (далее просто — зольность масла (хоть это и другой показатель, но разделять их нет смысла)), то пропадает вся охота интересоваться такими вопросами вообще.

Например, вот так выглядит описание зольности масла на довольно симпатичном и интересном ресурсе http://www.mssoil.ru:

Зольность сульфатная (сульфатные шлаки) это показатель для определения присадок, включающих органические соединения металлов. Золу, образующуюся при сгорании масла с присадками, обрабатывают серной кислотой для превращения окислов металлов в сульфаты, которые прокаливаются при температуре 775°С до образования сульфатной золы.

Как говорится, без пол-литра не разобраться. Но, можно зайти с человеческой стороны, и все упростить.

Сульфатная зольность масла для людей. Что нужно знать и как это использовать.

Самое простое и лаконичное объяснение зольности масла выглядит где-то так: «Сульфатная зольность масла — это показатель наличия присадок в масле». Запутал насовсем? Распутываю.

Всем известно, что масла (причем все — и моторные, и трансмиссионные, и любые) состоят из базового масла и пакета присадок, определяющих специфику применения масла. Проще — если в одно и тоже базовое масло добавить разные пакеты присадок, то в одном случае получим (например) моторное масло высшего качества, а в другом — трансмиссионное — попроще.

Каким боком сюда прислонить зольность масла? Вот она-то как раз и показывает, что в масле есть пакет присадок для «наворачивания масла», или тюнинга, если можно так выразиться.

Дело в том, что бесконечно «тюнинговать» масло нельзя. Просто потому, что все эти присадки и добавки при эксплуатации масла вырабатываются, соответственно — выгорают, образуя ту самую золу, которую можно увидеть на поршнях, клапанах и кольцах. И, если за способность все это нейтрализовать отвечает щелочное число масла, то сульфатная зольность масла ограничивает способность масла накапливать зольные соединения.

Весь прикол в том, что большое количество золы рано или поздно начнет изменять температуру вспышки масла, так как сама зола собравшись где-нибудь (как всегда, в самом интересном месте, на свечах, например) будет поджигать горючую смесь раньше положенного, или наоборот, мешать тем-же свечам качественной работе.

Вот поэтому наличие присадок ограничивают, а наличие их в масле и освещает та самая сульфатная зольность масла. При всех остальных равных характеристиках двух масел выигрывает то, в котором сульфатное число больше, т.к. указывает на бОльшую «тюнингованность» масла.

Пример сульфатной зольности

Даже, скорее не пример, а единица измерения зольности масла. Короче, так. Базовое масло практически беззольное; для мощного грузового дизеля сульфатная зольность масла ограничена нормативными документами в 2% от количества масла, для дизеля попроще — это 1,8%, для бензинового двигателя 1-1,5%.

Вязкость моторного масла
Вязкость моторного масла — это (как-бы по-проще сказать) способность слоев масла сопротивляться движению относительно друг друга.
Во время этого процесса возникает внутреннее трение молекул этих самых слоев. При этом необходимо иметь ввиду, что вязкость моторного масла — величина не постоянная, и привязан любой показатель вязкости к температуре масла. Зависит от таких параметров, как

динамическая вязкость масла
кинематическая вязкость масла
индекс вязкости
и интересует в большинстве случаев, только специалистов.

Что нужно знать о вязкости

Что необходимо знать обыкновенному автолюбителю про вязкость моторного масла? Пожалуй, только то, что собирается этот показатель по многочисленным способам современных испытаний моторных масел. Измеряется изменение степени вязкости масла при минимальной температуре и при максимальных нагрузках, при 100°С и при 150°С. Потом эти результаты обсчитывают и выдают нам в удобно читаемой, понятной и принятой во всем мире классификации SAE. Вот там мы и рассмотрим необходимые к усвоению показатели вязкости моторного масла.

Полезное в динамической вязкости
Рассмотрим моторное масло с вязкостью SAE 5W30. Первая цифра в этом обозначении 5 — это и есть показатель динамической вязкости для данного моторного масла. Как это использовать? Просто.

Если от первой цифры отнять 40 (в нашем случае 5-40 = -35), получим нужную нам информацию относительно нижнего предела прокачиваемости масла в °С (предельная температура, при которой масляный насос сможет прокачать моторное масло без «последствий»). Т.е. моторное масло с классом вязкости SAE 5W30 спокойно прокачается к трущимся деталям при -35 °С.

Еще можно определить нижний температурный предел проворачиваемости двигателя. 5-35 = -30. Значит при -30 °С двигатель, в котором используется моторное масло SAE 5W30, безболезненно провернется.

Но… Эти значения являются очень усредненными и относительными. По классификации SAE к моторным маслам с вязкостью 5W30 (в нашем случае) предъявлены требования, согласно которым эти масла обязательно обеспечивают такой показатель динамической вязкости. Зачастую моторные масла легко выдерживают и большие температуры.

Кстати, прокачиваемость моторного масла, проворачиваемость двигателя во многом зависят не только от масла. Степень изношенности двигателя, периодичность замены масла, воздушный фильтр, аккумулятор и т.д. имеют не меньшее влияние на «холдный пуск» двигателя.

Думаю поэтому кроме специалистов вряд-ли кому-то пригодится динамическая вязкость, т.к. определяет свойства текучести масла (обычно при крайних значениях температур), и обычно только лишний раз путает простых автомобилистов. При определении необходимой Вашему двигателю вязкости масла, советую пользоваться сервисной книгой. Поверьте, так будет проще.

Для общего развития: текучесть масла — это противоположность динамической вязкости масла.

Единица измерения динамической вязкости

СИ-система — паскаль-секунда (Па·с)
вне системы — пуаз (П)
Для примера: 1 кгс·с/м² = 98,0665 П (пуаз) = 9806,65 сП (сантипуаз) = 9,80665 Па·с.
Кинематическая вязкость масла
Кинематическая вязкость масла, в отличие от динамической вязкости, величина, которую можно легко проверить (или измерить) в лабораторных условиях, и потому положена в основу классификации моторных масел. У «нормального» производителя моторных масел кинематическая вязкость масла указывается в нормативных документах («характеристики моторных масел»).
Измеряется кинематическая вязкость масла специальным прибором — вискозиметром, принцип работы которого основан на вытекании определенного объема масла за единицу времени под действием силы тяжести через калиброванные отверстия.

Как вычислить кинематическую вязкость масла и вычислительным путем. Все очень просто. Кинематическая вязкость равна отношению динамической вязкости к плотности масла. Но, из-за простоты измерения, именно кинематическая вязкость масла привязана к стандартам и требованиям вязкостных характеристик моторных масел.

Единица измерения кинематической вязкости

СИ-система — м²/с (метр квадратный на секунду)
без системы — St (стокс, но русская версия Ст)
Пример соотношения: 1 м²/с = 104 Ст (стокс) = 106 сСт (сантистокс)

Взято отсюда :arrow: http://www.maslovavto.ru
"Главная проблема цитат в Интернете - что все сразу им верят." В.И.Ленин
Аватара пользователя
ShineOn
 
Модератор
 
Сообщения: 31687
Зарегистрирован: 06 авг 2007, 12:41
Откуда: Москва
Благодарил (а): 640 раз.
Поблагодарили: 903 раз.
Имя: Игорь
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2007
Доп. информация: EX (кожа-люк), цвет серебро, SuperTOD (2Hi-Auto-4Hi), чипован в CHIPIKO.ru, пружинки H&R

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Black3277 » 15 мар 2013, 14:42

Ханурик писал(а):
Nikolay0812 писал(а):WV народ тоже-в шоке

не удивляюсь, зеленое масло не радует как то :D

А что тут такого удивительного в зеленом масле? обыкновенное новое Кастроловское масло 5W-20 (Castrol Magnatec Professional 5W-20 по умному) типа специально для фордов и роверов.. охотно верится)) как и эти понты со светящимися этикетками(!!) а не маслом)))) в новых (ой верится с трудом )) ) сериях,с улучшенными формулами и прочей лабудой..
Black3277
 
 
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:04
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Имя: Олег
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), Part-Time, AT
Год выпуска: 2008

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Андрей59 » 15 мар 2013, 16:55

Санчес писал(а):Sunoco Heavy Duty Atlas HPD 5w40?

Перестает прокачиваться при -30, застывает при -36, думаю это не синтетический продукт.
Санчес писал(а):Sunoco Heavy Duty Extra HPD 10w40

-25 и -30 соответственно, масла по API не сертифицировались, лицензия у фирмы до середины 2013 года, попробуй, потом расскажешь. На российском офф сайте компании приведены сканы деклараций соответствия, масла испытывались, как там указано, в Москве на ул. Шеногина 4 стр 2 и моторные масла по этим декларациям соответствуют ГОСТу аж 78 года :ROFL: и то, как видно из текста не по всем пунктам, и после всего этого они рисуют на канистрах картинки CI-4, потому, что надписью это быть просто не имеет права.

Добавлено через 11 минут 7 секунд:
Ещё меня поразила цифра объёмов производства, всё ни как осознать её не могу
Полностью новый комплекс, построенный в 1989 году, который включает офисы и завод по разливу в небольшую тару, находится в сердце Европы, между Антверпеном и Брюсселем, в городе Аартселаар. Офисы координируют и контролируют деятельность компании, а также распространение продукции SUNOCO во всем мире. Оборудование состоит из 6-ти сверхсовременных линий разлива, работающих с максимальной производительностью и позволяющих наполнять металлическую и пластиковую тару емкостью от 250 см³ до 200л. Годовая производительность – 5 тыс. мегатонн.

ЭТО ВООБЩЕ РЕАЛЬНО???

Добавлено через 14 минут 23 секунды:
Если убрать слова и поставить нули, то получается цифра 5 000 000 000 тонн МАСЛА в год
А вот данные по лукойлу
В 2007 году на НПЗ компании было переработано 52 164 тыс. тонн нефти, в том числе на российских заводах — 42 548 тыс. тонн.
То есть на всех заводах Лукойла было переработано 52 164 000 тонн НЕФТИ, в этой цифре кроме отходов и соляра и бензин и масла и побочные продукты, теперь сравним
5 000 000 000
52 164 000
Оказывается в Бельгии производят масла в 95 раз больше всей Лукойловской продукции в мире :crazy:
Занавес :ROFL:
Андрей59
 
 

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение BlkDem » 15 мар 2013, 17:22

Андрей59 писал(а):ЭТО ВООБЩЕ РЕАЛЬНО???

Они походу атомные бомбы производят побочно :lol:
Заказать модифицированную трансмиссию можно в партнерской теме - Тема: "SuperTOD-2" от BlkDem
Аватара пользователя
BlkDem
 
Модератор
 
Сообщения: 24225
Зарегистрирован: 16 сен 2009, 12:01
Откуда: TR
Благодарил (а): 1567 раз.
Поблагодарили: 1258 раз.
Имя: Максим
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2007
Доп. информация: Был SORENTO 2.5TD 2002 г.
SuperTOD II, Бинар, CB

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Андрей59 » 15 мар 2013, 17:28

в сердце Европы, между Антверпеном и Брюсселем, в городе Аартселаар.

Данные из Вики:
Aartselaar (старой орфографии: Aertselaer) является муниципалитет расположен в бельгийские провинции Антверпен . Муниципалитет содержит только город Aartselaar правильно. На 1 января 2006 Aartselaar была общей численности населения 14375. Общая площадь 10,93 км ², что дает плотность населения в 1316 человек на км ². Муниципалитет Aartselaar расположен на южной окраине Антверпена. Он известен своим 1801 ветряная мельница (Heimolen), а также велогонки называется Мемориал Рик Ван Стинберген .
Про гигантские нефтеперерабатывающие заводы что то не пишут.

Добавлено через 1 час 2 минуты 38 секунд:
Посмотрел со спутника на юр. адрес компании - маленькая конторка посреди строений ATLAS COPCO. Неподалёку есть маленький завод Wolf oil corporation с территорией примерно 1/50 от пермского лукойловского нпз. Других промышленных территорий похожих на нпз не нашёл. Не похожи они на гигантов нефтепереработки, скорее похожи на мелкосерийных фасовщиков чужой продукции.
Андрей59
 
 

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение anton_gl » 15 мар 2013, 19:21

И самое интересное. Если погуглить это масло, то можно обнаружить, что на многих сайтах это масло продается вместе с семенами овощей и семечками. Может это не моторное вовсе масло а подсолнечное? Ну подумаешь - разлили не в ту канистру.
Аватара пользователя
anton_gl
 
 
Сообщения: 9581
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 11:53
Откуда: г. Новокузнецк
Благодарил (а): 717 раз.
Поблагодарили: 1288 раз.
Имя: Антон
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2003
Доп. информация: SuperTOD от Макса BlkDem

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Nikolay0812 » 15 мар 2013, 19:29

в городе Аартселаар-небольшая фасовка и офис.
Хемиксем-налив и крупная фасовка
взято от сюда http://www.sunoco-oil.ru/documents/catalog_sunoco.pdf
ИМХО-нормальное масло(судя по отзывам в инете),звезд с неба не хватает,супер маслом себя не позиционирует.
5 тыс.мегатон,думаю-это ошибка в переводе.
П.С.У нас его-нет,поэтому и интереса у меня к нему-нет. :D
Аватара пользователя
Nikolay0812
 
Модератор
 
Сообщения: 12676
Зарегистрирован: 06 июл 2007, 19:08
Откуда: Саратов
Благодарил (а): 883 раз.
Поблагодарили: 1314 раз.
Имя: Николай
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2008
Доп. информация: черный 2VIN в топе.Пружины H&R.Бинар5Д.SuperTOD от BlkDem.
6,5лет-был "кореец" 2002г.в

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Андрей59 » 15 мар 2013, 20:27

Раз уж в поиск ударился решил равенол найти, в принципе картина та же, только рядом нпз нет, а есть песчаный карьер, завод жби и .... сооружения, похожие на очистные :D
Андрей59
 
 

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение anton_gl » 16 мар 2013, 05:10

Андрей59
Раз у тебя такой пытливый ум, найти и Петру.
Аватара пользователя
anton_gl
 
 
Сообщения: 9581
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 11:53
Откуда: г. Новокузнецк
Благодарил (а): 717 раз.
Поблагодарили: 1288 раз.
Имя: Антон
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2003
Доп. информация: SuperTOD от Макса BlkDem

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Андрей59 » 16 мар 2013, 12:15

И кто сказал, что только кастрол магнатек способен липнуть к металлу и не стекать с него :-)))
Сегодня сфотал бензин 1,5 пробег менее 10 тыщ.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
Андрей59
 
 

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Black3277 » 16 мар 2013, 13:14

[quote="Nikolay0812"]в городе Аартселаар-небольшая фасовка и офис.
Хемиксем-налив и крупная фасовка
взято от сюда http://www.sunoco-oil.ru/documents/catalog_sunoco.pdf
ИМХО-нормальное масло(судя по отзывам в инете),звезд с неба не хватает,супер маслом себя не позиционирует.
5 тыс.мегатон,думаю-это ошибка в переводе.


ну )))))так и до мирового заговора можно докопаться))) откуда и чье масло концов все равно не найти..на заводе просто линии по смешиванию и розливу.. а что такое смешивание? со всего мира прут компоненты и смешивают..объемы большие конечно ,но не ужасающие, если прикинуть сколько компаний могут участвовать в процессе.. да и то это скорее всего просто расчетная мощность(с большими амбициями :D ).. Sunoco это просто марка торговая, еще из прошлого века.. сейчас ими владеет малайзийский (что то екнуло внутри при упоминании страны :shock: ) PETRONAS, у которого своих мощностей по переработке ВСЕГО!! около 30 млн.тонн сырой нефти в год.. и вот вопрос: откуда берется масло и чье оно?? :?: я бы не брал..
Black3277
 
 
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 29 июн 2012, 17:04
Откуда: Брянск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 1 раз.
Имя: Олег
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), Part-Time, AT
Год выпуска: 2008

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Gubkin » 16 мар 2013, 13:21

Black3277 писал(а):А что тут такого удивительного в зеленом масле?

ничего удивительного... странно что его кто-то принял за бодягу. Вот народ...
ЗЫ... у меня тоже залито зелёное (справа в профиле ) :D
Аватара пользователя
Gubkin
 
 
Сообщения: 14241
Зарегистрирован: 25 май 2012, 11:08
Откуда: Самара
Благодарил (а): 1301 раз.
Поблагодарили: 1450 раз.
Имя: Саня
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (170 л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2008

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение anton_gl » 17 мар 2013, 07:08

Андрей59 писал(а):Сегодня сфотал бензин

ППЦ.
А помниться кто-то у нас ездит (или ездил) на Лукойле. По моему Алексей Старусь?
Аватара пользователя
anton_gl
 
 
Сообщения: 9581
Зарегистрирован: 19 окт 2009, 11:53
Откуда: г. Новокузнецк
Благодарил (а): 717 раз.
Поблагодарили: 1288 раз.
Имя: Антон
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), TOD, AT
Год выпуска: 2003
Доп. информация: SuperTOD от Макса BlkDem

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Ханурик » 18 мар 2013, 05:17

Андрей59
Пля малодца) :lol: поржал от души))) и кто сказал что масло оригинал плахое
Изображение
Изображение
http://e.a.d-cd.net/dc84c5u-960.jpg
ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
Ханурик
 
Партнёр Клуба
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 03:38
Откуда: Иркутск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Имя: Олег
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), Part-Time, AT
Год выпуска: 2002
Доп. информация: Дизель, турбина, сепар

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Denis_Vladivostok » 18 мар 2013, 06:13

Андрей59
Лукойл это вообще супер масло)))
Аватара пользователя
Denis_Vladivostok
 
Партнёр Клуба
 
Сообщения: 5192
Зарегистрирован: 10 фев 2010, 07:50
Откуда: Владивосток
Благодарил (а): 7 раз.
Поблагодарили: 83 раз.
Имя: Денис
Автомобиль: Sorento XM F/L, 2.2TD (197 л/с), 4WD, AT, 7 мест
Год выпуска: 2013
Доп. информация: 뉴쏘렌토R
TLX предмаксимальный))) чистокровный с родословной)))
тел. 89I479O666З

Re: Выбор моторного масла для дизельного двигателя SORENTO

Сообщение Ханурик » 18 мар 2013, 08:42

Denis_Vladivostok
Кстати я такую же херню на своем кроуне наблюдал, после капиталки проехал 3000 на ZIC так сильно хваленый сервисом, а там такая же кака как после лукойла :D
Так что ребята дерзайте Лейте себе ZIC, Castrol, и Лукойл и да будет вам счастье :) (шутка)
ИзображениеИзображение
Аватара пользователя
Ханурик
 
Партнёр Клуба
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 28 авг 2012, 03:38
Откуда: Иркутск
Благодарил (а): 0 раз.
Поблагодарили: 0 раз.
Имя: Олег
Автомобиль: Sorento BL, 2.5TD (14X л/с), Part-Time, AT
Год выпуска: 2002
Доп. информация: Дизель, турбина, сепар

Пред.След.

Вернуться в ГСМ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1